С прицелом на «профессионалитет»: как готовят медицинские кадры в Свердловском областном медицинском колледже

  

29.05.2024

С прицелом на «профессионалитет»: как готовят медицинские кадры в Свердловском областном медицинском колледже

Областная газета 

Если театр начинается с вешалки, то визит в поликлинику или больницу — с общения с медсестрами. Они являются полномочными представителями и верными помощниками врачей. По ним, в первую, очередь, судят пациенты о лечебном учреждении. Журналисты «ОГ» побывали в известном на всю страну Свердловском областном медицинском колледже и узнали, почему молодые люди идут учиться сестринскому делу и как их готовят к нелегкой и благородной профессии.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Круг обязанностей медсестры, которая специализируется на медицинском и социальном уходе, широк. Она должна уметь измерить температуру, давление, сатурацию, оценить состояние пациента, сделать инъекцию, поставить катетер, провести оксигенотерапию через маску или канюлю и многое другое. В число необходимых навыков входит умение напоить пациента, сменить ему постельное белье, вынести судно. Многие манипуляции требуют не только умелых рук, но и сердечности, душевного расположения к людям.

Готовность к самоограничению также одно из необходимых качеств. Скажем, придется отказаться — от маникюра, вызывающего макияжа и причесок, и татуировок, которые, как доказывают исследования, вызывают у пациентов недоверие к медработникам.

В общем, легким и приятным как в физическом, так и в психологическом плане труд среднего медперсонала не назовешь. Однако направление «Сестринское дело» уже много лет является самым популярным у абитуриентов, причем не только у девушек, но и у юношей. Почему молодые, которых некоторые представители старшего поколения считают белоручками, рвутся в медсестры и в медбратья? Этот вопрос адресуем студенткам второго курса медколледжа Екатерине Швецовой и Анне Фокиной. Они задумываются.

— Может, потому что люди, к сожалению, жалуются порой на равнодушие, грубость, непрофессионализм медсестёр, — первой отвечает Анна, поглядывая на Екатерину, а та согласно кивает. — Мы и наши ровесники это слышим, и нам хочется изменить ситуацию. Мы постараемся работать так, чтобы о медсестрах говорили только хорошо и уважительно.

Обе девушки могут служить эталоном медсестры: симпатичные, аккуратные, спокойные, улыбчивые — именно таких каждый из нас наверняка хотел бы встретить в поликлинике или в стационаре в случае болезни. Обе поступили в Свердловский областной медицинский колледж (СОМК) после девятого класса. Никто из родных с медициной у них не связан, в школе медицинской профориентации не было. Представление о работе медсестер получили, когда обращались в поликлинику или лежали в больнице. Так что выбор профессии — это был их собственный выбор, причем хорошо осознанный.

Екатерина Швецова и Анна Фокина получили красные аттестаты, и ничто не мешало им продолжить учебу в школе, а после 11 класса поступить в вуз. Но они пошли в колледж и нисколько, по их словам, не разочаровались, наоборот, по-настоящему влюбились в будущую профессию.

— В далеком прошлом остались времена, когда среднее профессиональное образование считалось уделом троечников и неудачников, — говорит заведующая кафедрой «Сестринское дело» Оксана Бабицкая. — В наши дни молодые люди все чаще предпочитают получить сначала профессию в колледже, а уж потом — высшее образование. Поток абитуриентов на наше направление постоянно растёт, как и проходной балл: в позапрошлом году он был 4,6, в прошлом — уже 4,8. А это значит, что в аттестате поступающих должны быть преимущественно отличные оценки.

Привлекает ребят в СОМК высокое качество обучения и его практико-ориентированный характер. У выпускников не возникает проблем с трудоустройством, работодатели ценят их за хорошую профессиональную подготовку, способность достаточно быстро адаптироваться к трудовым будням.

СИМУЛЯЦИЯ НА ПОЛЬЗУ

Отработка навыков сестринской помощи в дневном и круглосуточном стационарах, в домашних условиях, ухода за паллиативными пациентами происходит в мастерских — аналогах больничных палат и процедурных кабинетов, которые оснащены по последнему слову техники. Здесь имеется все необходимое современное оборудование и аппаратура, функциональные кровати с электроприводом, предметы ухода, манекены и многое другое.

— Средства на материально-техническое оснащение мастерской мы заработали, выиграв грант в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», — рассказывает заведующая мастерской «Медицинский и социальный уход» Наталья Голышева.

Надо отметить, что отечественная промышленность выпускает сегодня множество приспособлений, позволяющих облегчить труд медсестры, сделать многие манипуляции максимально комфортными и безопасными для пациента. В качестве наглядного примера студентки продемонстрировали журналистам «ОГ», как правильно перемещать маломобильного больного.

Анна Фокина, которой досталась роль пациентки, ложится на кровать. Медсестра Екатерина Швецова помогает ей сесть, надевает на талию транспортировочный пояс, придвигает коляску, ставит ноги больной на флекси-диск, помогает подняться, разворачивает Анну на диске, осторожно усаживает в коляску и увозит на процедуры. По возвращении все повторяется в обратном порядке.

Со стороны все выглядит легко и просто, однако эти действия требуют от медсестёр немалой сноровки, которая вырабатывается в результате упорных тренировок. Для освоение необходимых навыков в медколледже широко используются симуляционные технологии — моделирование реальных ситуаций и клинических случаев.

Например, недавно Анна Фокина изображала пациентку, к которой патронажная сестра пришла на дом, чтобы обучить ходить с тростью. Подвох был в том, что у «пожилой женщины» в тот момент по легенде был гипертонический криз, хотя сама она не жаловалась на высокое давление. Однокурсникам Анны надо было сориентироваться, сначала расспросить о самочувствии, провести обследование и оказать первую помощь. Многие с задачей справились, хотя и не все.

— У большинства наших студентов хорошая мотивация, они хотят в совершенстве овладеть профессией, и в колледже для этого созданы все условия, — отмечает Наталья Голышева. — Занятия проводят преподаватели первой и высшей категории, после каждого профессионального модуля полученные навыки и знания ребята закрепляют во время прохождения практики в лечебных учреждениях.

ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ДЕЛЕ

Анна Фокина и Екатерина Швецова успели пройти практику в Центральной городской больнице № 2 и в Центральной городской клинической больнице № 40 Екатеринбурга, в перинатальном центре Областной детской клинической больницы.

— Первая практика у девочек получилась боевой, — говорит заведующая кафедрой «Сестринское дело» Оксана Бабицкая. — Представьте себе — паллиативное отделение ЦГБ-2, сложные пациенты, требующие особенно деликатного обращения, постоянного внимания, тщательного ухода. Но Анна и Екатерина успешно выдержали испытание.

Как признались будущие медсестры, работа в паллиативном отделении помогла им научиться находить подход к самыми разными пациентам, на практике понять, что значит умение сочувствовать, сопереживать. А еще Анну и Екатерину тронуло то, что тяжелые больные отнеслись к ним очень доброжелательно. Они не отказывались, чтобы студенты измерили им давление, сатурацию, сделали инъекцию, другие манипуляции.

Тесное сотрудничество с работодателями, встраивание дополнительных программ, профессиональных модулей по их заказу, участие студентов в добровольческой деятельности в больницах региона позволяет СОМК готовить медиков, максимально адаптированных к требованиям конкретной специальности. Так, в прошлом году совместно с Областной детской клинической больницей запустили проект по углубленной подготовке неонатальных медсестер.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Весьма эффективным и в то же время увлекательным способом проверить свой уровень подготовки является и участие студентов колледжа в конкурсах профессионального мастерства. В феврале Екатерина Швецова и Анна Фокина приняли участие в региональном этапе Всероссийского чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Медицинский и социальный уход».

Конкуренция была серьёзной, каждому участнику предстояло показать, на что он способен, в самых разных симуляционных ситуациях. Роли пациентов выполняли специально обученные люди, которые действовали по заранее написанному сценарию. Первое место заняла Екатерина Швецова — с минимальным отрывом от своей подруги Анны Фокиной.

— Впереди у Екатерины итоговый, межрегиональный этап чемпионата, — говорит Оксана Бабицкая. — К нему она готовится вместе со своей наставницей Натальей Голышевой. Конкурировать предстоит с представителями 70 регионов, плюс незнакомая обстановка, другие статисты, эксперты. Мы, конечно, волнуемся и желаем победы нашей студентке, нашему колледжу.

Кстати, Свердловскому областному медицинскому колледжу в целом тоже предстоит испытание. Он готовится подать заявку на участие в федеральном проекте «Профессионалитет», победа в котором позволит внедрить дуальную модель обучения и выпускать более востребованных специалистов.



Возврат к списку




Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Бродовский Вадим Викторович

 
Родился 10 октября 1921 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР.
В 1939 году был призван на срочную службу в г.  Гатчина, под Ленинградом.  Курсант учебного батальона – будущий  радиомастер, телеграфист и телефонист для Советской армии. В 1940 году направлен в учебный  батальон  на Дальний Восток. С 1940 по 1943 год служил радиомастером в 3 стрелковой дивизии.  В 1941 году прошел курсы и получил офицерское звание - младший техник. Позднее был назначен радиотехником батальона, а затем начальником батальона связи. В январе 1943 года был переведен  в полк связи 2 Краснознаменной армии на должность начальника генераторной станции.
Участвовал в войне с Японией, вместе со  своим батальоном дошел до города Биань-Жень, где и встретил окончание войны 3 сентября.
Вскоре после войны его полк был расформирован и Вадим Викторович был переведен в Уральский  военный округ. С ноября по май 1946 года служил  в батальоне связи (сейчас дивизия в 36 военном городке). В 1946 году поступил в Свердловский медицинский институт.
 31 декабря 1951 года был призван в армию на учебу в город Саратов на военно-медицинский факультет в Саратовском медицинском институте, который окончил в 1952 году и был направлен в город Архангельск, где служил 9 лет - с 1952 по 1961 год врачом радиотехнического батальона, а позднее врачом полка. В 1961 году перевелся в Уральский  военный округ. Служил в 32 военном городке старшим врачом полка, позже врачом дивизии,  полковым врачом дивизии, начальником лазарета дивизии.
Уволился из рядов Советской армии в 1970 году. В этом же году поступил на работу в Свердловское областное  медицинское училище, где работал до 1994 года преподавателем хирургии и военно-медицинской подготовки.
 Награды:  2 медали «За боевые заслуги» за участие в операции по разгрому Японских милитаристов в августе 1945 года, другие правительственные награды и памятные медали в ознаменование Победы.