С прицелом на «профессионалитет»: как готовят медицинские кадры в Свердловском областном медицинском колледже

  

29.05.2024

С прицелом на «профессионалитет»: как готовят медицинские кадры в Свердловском областном медицинском колледже

Областная газета 

Если театр начинается с вешалки, то визит в поликлинику или больницу — с общения с медсестрами. Они являются полномочными представителями и верными помощниками врачей. По ним, в первую, очередь, судят пациенты о лечебном учреждении. Журналисты «ОГ» побывали в известном на всю страну Свердловском областном медицинском колледже и узнали, почему молодые люди идут учиться сестринскому делу и как их готовят к нелегкой и благородной профессии.

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Круг обязанностей медсестры, которая специализируется на медицинском и социальном уходе, широк. Она должна уметь измерить температуру, давление, сатурацию, оценить состояние пациента, сделать инъекцию, поставить катетер, провести оксигенотерапию через маску или канюлю и многое другое. В число необходимых навыков входит умение напоить пациента, сменить ему постельное белье, вынести судно. Многие манипуляции требуют не только умелых рук, но и сердечности, душевного расположения к людям.

Готовность к самоограничению также одно из необходимых качеств. Скажем, придется отказаться — от маникюра, вызывающего макияжа и причесок, и татуировок, которые, как доказывают исследования, вызывают у пациентов недоверие к медработникам.

В общем, легким и приятным как в физическом, так и в психологическом плане труд среднего медперсонала не назовешь. Однако направление «Сестринское дело» уже много лет является самым популярным у абитуриентов, причем не только у девушек, но и у юношей. Почему молодые, которых некоторые представители старшего поколения считают белоручками, рвутся в медсестры и в медбратья? Этот вопрос адресуем студенткам второго курса медколледжа Екатерине Швецовой и Анне Фокиной. Они задумываются.

— Может, потому что люди, к сожалению, жалуются порой на равнодушие, грубость, непрофессионализм медсестёр, — первой отвечает Анна, поглядывая на Екатерину, а та согласно кивает. — Мы и наши ровесники это слышим, и нам хочется изменить ситуацию. Мы постараемся работать так, чтобы о медсестрах говорили только хорошо и уважительно.

Обе девушки могут служить эталоном медсестры: симпатичные, аккуратные, спокойные, улыбчивые — именно таких каждый из нас наверняка хотел бы встретить в поликлинике или в стационаре в случае болезни. Обе поступили в Свердловский областной медицинский колледж (СОМК) после девятого класса. Никто из родных с медициной у них не связан, в школе медицинской профориентации не было. Представление о работе медсестер получили, когда обращались в поликлинику или лежали в больнице. Так что выбор профессии — это был их собственный выбор, причем хорошо осознанный.

Екатерина Швецова и Анна Фокина получили красные аттестаты, и ничто не мешало им продолжить учебу в школе, а после 11 класса поступить в вуз. Но они пошли в колледж и нисколько, по их словам, не разочаровались, наоборот, по-настоящему влюбились в будущую профессию.

— В далеком прошлом остались времена, когда среднее профессиональное образование считалось уделом троечников и неудачников, — говорит заведующая кафедрой «Сестринское дело» Оксана Бабицкая. — В наши дни молодые люди все чаще предпочитают получить сначала профессию в колледже, а уж потом — высшее образование. Поток абитуриентов на наше направление постоянно растёт, как и проходной балл: в позапрошлом году он был 4,6, в прошлом — уже 4,8. А это значит, что в аттестате поступающих должны быть преимущественно отличные оценки.

Привлекает ребят в СОМК высокое качество обучения и его практико-ориентированный характер. У выпускников не возникает проблем с трудоустройством, работодатели ценят их за хорошую профессиональную подготовку, способность достаточно быстро адаптироваться к трудовым будням.

СИМУЛЯЦИЯ НА ПОЛЬЗУ

Отработка навыков сестринской помощи в дневном и круглосуточном стационарах, в домашних условиях, ухода за паллиативными пациентами происходит в мастерских — аналогах больничных палат и процедурных кабинетов, которые оснащены по последнему слову техники. Здесь имеется все необходимое современное оборудование и аппаратура, функциональные кровати с электроприводом, предметы ухода, манекены и многое другое.

— Средства на материально-техническое оснащение мастерской мы заработали, выиграв грант в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы», — рассказывает заведующая мастерской «Медицинский и социальный уход» Наталья Голышева.

Надо отметить, что отечественная промышленность выпускает сегодня множество приспособлений, позволяющих облегчить труд медсестры, сделать многие манипуляции максимально комфортными и безопасными для пациента. В качестве наглядного примера студентки продемонстрировали журналистам «ОГ», как правильно перемещать маломобильного больного.

Анна Фокина, которой досталась роль пациентки, ложится на кровать. Медсестра Екатерина Швецова помогает ей сесть, надевает на талию транспортировочный пояс, придвигает коляску, ставит ноги больной на флекси-диск, помогает подняться, разворачивает Анну на диске, осторожно усаживает в коляску и увозит на процедуры. По возвращении все повторяется в обратном порядке.

Со стороны все выглядит легко и просто, однако эти действия требуют от медсестёр немалой сноровки, которая вырабатывается в результате упорных тренировок. Для освоение необходимых навыков в медколледже широко используются симуляционные технологии — моделирование реальных ситуаций и клинических случаев.

Например, недавно Анна Фокина изображала пациентку, к которой патронажная сестра пришла на дом, чтобы обучить ходить с тростью. Подвох был в том, что у «пожилой женщины» в тот момент по легенде был гипертонический криз, хотя сама она не жаловалась на высокое давление. Однокурсникам Анны надо было сориентироваться, сначала расспросить о самочувствии, провести обследование и оказать первую помощь. Многие с задачей справились, хотя и не все.

— У большинства наших студентов хорошая мотивация, они хотят в совершенстве овладеть профессией, и в колледже для этого созданы все условия, — отмечает Наталья Голышева. — Занятия проводят преподаватели первой и высшей категории, после каждого профессионального модуля полученные навыки и знания ребята закрепляют во время прохождения практики в лечебных учреждениях.

ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В ДЕЛЕ

Анна Фокина и Екатерина Швецова успели пройти практику в Центральной городской больнице № 2 и в Центральной городской клинической больнице № 40 Екатеринбурга, в перинатальном центре Областной детской клинической больницы.

— Первая практика у девочек получилась боевой, — говорит заведующая кафедрой «Сестринское дело» Оксана Бабицкая. — Представьте себе — паллиативное отделение ЦГБ-2, сложные пациенты, требующие особенно деликатного обращения, постоянного внимания, тщательного ухода. Но Анна и Екатерина успешно выдержали испытание.

Как признались будущие медсестры, работа в паллиативном отделении помогла им научиться находить подход к самыми разными пациентам, на практике понять, что значит умение сочувствовать, сопереживать. А еще Анну и Екатерину тронуло то, что тяжелые больные отнеслись к ним очень доброжелательно. Они не отказывались, чтобы студенты измерили им давление, сатурацию, сделали инъекцию, другие манипуляции.

Тесное сотрудничество с работодателями, встраивание дополнительных программ, профессиональных модулей по их заказу, участие студентов в добровольческой деятельности в больницах региона позволяет СОМК готовить медиков, максимально адаптированных к требованиям конкретной специальности. Так, в прошлом году совместно с Областной детской клинической больницей запустили проект по углубленной подготовке неонатальных медсестер.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Весьма эффективным и в то же время увлекательным способом проверить свой уровень подготовки является и участие студентов колледжа в конкурсах профессионального мастерства. В феврале Екатерина Швецова и Анна Фокина приняли участие в региональном этапе Всероссийского чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Медицинский и социальный уход».

Конкуренция была серьёзной, каждому участнику предстояло показать, на что он способен, в самых разных симуляционных ситуациях. Роли пациентов выполняли специально обученные люди, которые действовали по заранее написанному сценарию. Первое место заняла Екатерина Швецова — с минимальным отрывом от своей подруги Анны Фокиной.

— Впереди у Екатерины итоговый, межрегиональный этап чемпионата, — говорит Оксана Бабицкая. — К нему она готовится вместе со своей наставницей Натальей Голышевой. Конкурировать предстоит с представителями 70 регионов, плюс незнакомая обстановка, другие статисты, эксперты. Мы, конечно, волнуемся и желаем победы нашей студентке, нашему колледжу.

Кстати, Свердловскому областному медицинскому колледжу в целом тоже предстоит испытание. Он готовится подать заявку на участие в федеральном проекте «Профессионалитет», победа в котором позволит внедрить дуальную модель обучения и выпускать более востребованных специалистов.



Возврат к списку




Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Майорских Любовь Васильевна

 



Родилась 8 августа 1918 году в городе Ижевске Удмуртской АССР в семье служащих.

В 1940 году окончила Ижевский Государственный медицинский институт, лечебный факультет. В 1937 году вышла замуж за однокурсника. В 1940 году по призыву ушел в армию муж, а с 1941 года ушла на фронт и Любовь Васильевна. Прошла всю Великую Отечественную войну до Берлина: начала войну в звании капитана, а закончила – в звании подполковника медицинской службы. Награждена шестью  орденами и 17 медалями  и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

 

До 1946 года работала в Тыловайском районе Удмуртской республики в должности главного врача. За работу была награждена знаком «Отличника здравоохранения».

В 1946 году муж получил назначение в Белоруссию. Любовь Васильевна работала заведующей женской консультацией

в г. Лида, а затем главным врачом родильного дома в г. Гродно. Была награждена медалью «За трудовое отличие».

В 1954 году муж получил назначение в Германию в г. Эберсвальде.  Любовь Васильевна работала в госпитале воинской части акушером-гинекологом, а потом начальником родильного отделения этого госпиталя.

В 1963 году по новому назначению мужа переехала в Свердловск. До 1967 года работала в женской консультации. По приглашению Шарыгиной Валентины Николаевны перешла работать в  Свердловское областное медицинское училище в 1967 году преподавателем акушерства и гинекологии. Была классным руководителем на акушерском отделении, председателем местного комитета училища. Награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Ветеран труда. Награждена так же памятными юбилейными медалями к 30-ю,40-ю,50-ю, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..

В 1973 году вышла на пенсию и до 1978 года работала в женской консультации.

У Любови Васильевны двое детей, трое внуков и двое правнуков. Дочь Софья Константиновна окончила Ижевский педагогический университет. Учитель химии, биологии и географии. Сын Игорь Константинович окончил строительный факультет УПИ. По окончании института был призван в армию на срочную службу и решил остаться в армии на сверхсрочную, пошел по стопам отца. Служить  начал в звании лейтенанта, сейчас  продолжает служить уже  звании полковника.

Внук Павел - инженер, окончил механический факультет УПИ. Внук Денис тоже окончил УПИ, строительный факультет. Внук Константин закончил радиофак УПИ.